Rambler's Top100

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Теоретическое обществоведение

Теоретическое обществоведение представляет собой новую научную дисциплину, изучающую законы человеческого общества методами точных наук на основе формализованного (модельного) анализа общественных процессов и отношений. С методологией, принципиальными положениями теоретического обществоведения и с его возможностями при желании можно познакомиться.

Дело в том, что принятая в работе методология, подходы и результаты на столько расходятся с традиционными взглядами "гуманитарной" общественности и специалистов на социальные проблемы, в частности на проблемы преступности, что выглядят неприемлемо и, вероятнее всего, будут отвергнуты без всяких колебаний как не представляющие интереса измышления.

Вот почему здесь кратко рассмотрены некоторые аспекты теоретического обществоведения, непосредственно связанные с задачами противодействия преступности.

Теоретическое обществоведение оперирует специальными моделями сложных систем, позволяющими имитировать социальное и экономическое поведение человека, инструментально исследовать это поведение, находить формальные выражения законов человеческих общностей. Базу теоретического обществоведения составляют генологические и феноменологические методы моделирования и описания поведения человека и общества.

Основная идея этих методов почти тривиальна. В первом случае строится компьютерная модель человека, поведение которой по своим основным свойствам аналогично поведению реального человека, имитирует его. Совокупность таких модельных "людей" образует модельное "человеческое общество", все основные законы которого будут изоморфны законам реального общества в том случае, если поведение модельного человека "похоже" на поведение реального, изоморфно его поведению в основных генологических аспектах.

При феноменологических методах строятся модели другого типа. Это модели взаимодействия подсистем, модели процессов, потоков и состояний в конкретной общественной системе. В их основе лежат конкретные значения переменных, полученные при исследовании данной реальной системы.

Поведение, совокупность всех решений, поступков и действий модельного (и реального) человека, является средством достижения единственной цели: выживания.

Выживание является целью существования не только человека и человечества, но и любых сообществ живых существ. Это не собственное выживание (тогда существо не будет заботиться о потомстве и сообщество вымрет), а выживание всех и всего, кто и что приходит ему на смену: эволюционной системы.

В качестве первого приближения можно считать, что эволюционная система - это совокупность живого организма и всех его потомков. Поскольку в репродукции участвует два организма, первые прямые потомки (дети) являются преемниками двух существ, вторые - четырех и т.д. Проходят тысячелетия и все становятся родственниками всех. Таким образом, эволюционная система существует во времени, простирается от прошлого в будущее и представляет собой сложную сеть взаимодействий. Несмотря на некоторую необычность (эволюционную систему нельзя "увидеть и пощупать"), это вполне реальная система, обладающая всеми свойствами систем.

Сообщества живых организмов (если такие когда-нибудь существовали), единственной целью которых не являлось выживание эволюционной системы, давно вымерли. Почти серьезно: существ, целью которых не является существование, в природе не существует.

Эта всеобщая универсальная цель всего живущего достигается независимо от того, понимает ее живой индивидуум или реализует, достигает неосознано, инстинктивно. Если система инстинктов не позволяет выживать эволюционной системе, уход такого сообщества в небытие обеспечен. Это фундаментальный закон жизни. Теория систем и аппарат моделирования позволяют сформулировать необходимые и достаточные условия "выживания" абстрактной эволюционной системы.

Живое существо не может оставить после себя ничего, кроме набора генов, кроме тех свойств, которые передаются потомству в качестве единственного средства для выживания. Только высшие животные и человек обучают своих детенышей. Таким образом родители передают потомству, кроме врожденных свойств, своего рода "настройку" механизма регулирования.

В эволюционной системе человека присутствуют более сложные специфические черты, отличающие ее от эволюционных систем других животных. Человек может оставить потомству кроме набора генов результаты своих дел, плоды своих рук и мозга, свои чувства, мысли, открытия, идеи. В какой-то мере его потомками становятся все, живущие рядом с ним и после него.

Живое существо получает от предков, от предшествующих поколений необходимые условия для существования, которые еще нужно реализовать в его поведении, деятельности, действиях, нужно доказать свое принципиальное право оставить потомство. Чтобы выживать, нужно действовать.

Чтобы действовать, нужно решать, а чтобы решать, нужно предвидеть. Свойство предвидения ("опережающего отражения действительности") является одним из главных свойств жизни. Глубина и качество предвидения - важнейшие информационные характеристики живого существа, его мозга. "Мозг - это специализированное средство для выживания" (У.Р. Эшби). Мозг, или распределенная сетевая система принятия решений, которая растению заменяет мозг, это основной инструмент выживания. Беспрерывная череда элементарных актов предвидения и выбора (принятия решения) составляет суть его работы. Качество предвидения и решения - это естественный критерий оценки качества мозга. Но само качество предвидения и выбора не может быть оценено иначе, чем через характеристики выживания.

Для выбора варианта своего поведения человек должен иметь возможность оценить ожидаемый результат, отличить хорошее от плохого, целесообразное от нецелесообразного. Нужно произвести оценку последствий возможного действия и принять решение на его выполнение. Принятие целесообразного решения человеком невозможно без механизма оценки его последствий.

Предвидение также означает, что из всего многообразия состояний и процессов окружающей среды живое существо может отобрать и зафиксировать в сознании только те свойства, те состояния и процессы, которые влияют на достижение цели, на выживание его эволюционной системы. Все, что не влияет на выживание, не может и не должно его мозгом восприниматься, фиксироваться, пониматься.

Мозг должен работать экономно. Отбор ценного по критерию выживания - одно из древнейших свойств мозга.

Механизм отбора ценного существует не только в мозгу живого человека, но и в его компьютерной модели. Этот механизм базируется на понятии ценности, на ранжированной шкале ценностей, которая в реальности всегда формируется на уровне подсознания.

Ожидаемый результат поведения живого существа сводится к некоторым материальным или нематериальным приобретениям и потерям. Любые объекты, имеющие ценность для человека, прямо или косвенно воздействующие на степень достижения его цели, подсознательно, "машинально", но обязательно ранжируются. Образуется шкала ценностей. Эта шкала, последовательность ценностей индивидуальна для каждого человека. Под влиянием внешней среды, под влиянием опыта, знаний, проб и ошибок эта шкала постоянно меняется.

Мозг человека содержит важные специфические механизмы (программы) формирования и реализации предпочтений. Шкала ценностей вместе с адаптивными механизмами и параметрами предпочтений составляет суть конкретной личности. Механизм предпочтений (лучше - хуже) является средством сведения ценностей к единому общему показателю без прямого измерения. Поскольку в шкале ценностей человека имеются такие, которые допускают стоимостное выражение, все ценности через связи предпочтений получают принципиальную возможность (только возможность) стоимостного выражения, независимо от того, осознается это человеком или нет.

В этой шкале ценностей человека присутствуют не только ценности внешних объектов, ресурсов и средств, не только ценности взаимодействий с другими людьми, но и ценности внутренних объектов, объектов сознания. Это ценности оценки и самооценки, самоуважения человека, нравственные ценности, общественные ценности и пр.

Кроме шкалы ценностей, человека характеризуют правила выбора, принятия решений, которые формируются адаптивно, а также некоторое множество поведенческих и психологических параметров и других понятий, набор которых можно трактовать как мировоззрение.

Любое действие человека (как и любое изменение внешней среды) обязательно приводит к изменению не только текущего, но и будущего состояния в пространстве ценностей. Существует вектор этого пространства, связывающий текущее состояние с прогнозным, возможным, желаемым. Этот вектор характеризует разность оценок двух состояний. Его было бы естественным назвать интересом. Сравнение интересов предопределяет для человека выбор из многих вариантов поведения. В теоретическом обществоведении понятие интереса становится одним из фундаментальных. Интерес человека - формально определяемая и измеряемая величина. Он представляет собой побудительную причину поведения.

Но для достижения результата мало наличия интересов, для этого нужны целенаправленные деятельности. Деятельность обязательно связана с затратами ресурсов и других ценностей, с неизбежными потерями. Она реализуется, если соответствует интересу, и если возможные приобретения превышают ожидаемые затраты. В противном случае человек вынужден отказаться от деятельности по реализации этого интереса.

Интересы, ресурсы и результаты деятельности образуют ту триаду, в которой осуществляется поведение индивида. Законы этого поведения в принципе не столь сложны, как это кажется при неформальном рассмотрении.

Совершенно неожиданным для разработчиков модели явилось то, что что наделить этого искусственного человека "душой", привить ему эмоции, способность чувствовать, радоваться и страдать, оказалось значительно проще, чем научить думать, рассуждать. Фантасты много писали об ужасных роботах, умных созданиях, бесстрастный и холодный ум которых значительно превосходит возможности человека, но оказалось, что на деле все не так. Понятно, почему кошка эмоционально не уступает человеку. Простой и древний механизм эмоций предшествует не только разуму, но и рассудку. Как в сложном производстве не обойтись без простейших, примитивных механических процессов, так и в рассудочной деятельности (хотя это человеком не осознается) не обойтись без эмоций, чувств. Справедливость, верность и конструктивность этого описания подтверждаются компьютерным моделированием животных и человека.

На основе универсального механизма интереса существует и действует не только человек, но и его компьютерная модель, если она включена в модель человеческого общества и природы.

Маленькое уточнение. Так рационально, как описано выше, может действовать только робот или животное. В отличие от них, человеку свойственно "неразумное" поведение, поведение, в котором нет стремления к целесообразности. Почему?

Такое поведение кажется неразумным потому, что за ним в действительности кроется могучий инстинкт поиска нового и проявление закона разнообразия. Неразумной выглядит также примитивная сиюминутная, бездумная "желательность".

Все это отражается и в компьютерной модели человека. Создатель модели строит только "эмбрион", матрицу модельного человека, вводит его в компьютерное "общество", дает ему возможность самостоятельно жить, эволюционировать, а сам наблюдает за развитием событий. Это наблюдение помогает "создателю" понять себя самого и себе подобных, понять свои свойства и принципы своего "устройства".

Модельный человек вынужден действовать, развиваться, или погибнуть. Он развивается, усложняется, совершенствуется. Через некоторое время он становится значительно сложнее той схемы, которую создал исследователь. Развитие такого "человека" и "человечества" идет неожиданно, открывает новые грани компьютерного "бытия", заодно проливая новый свет на бытие реального человека и реального общества.

Человек и его модель существуют в среде, главную часть которой представляет человеческое общество. Дело не только в том, что вне общества не может реализоваться эволюционная система, дело в том, что вне общества не может быть реализован процесс развития, совершенствования эволюционных систем: нет отбора - нет совершенствования, приспособления.

Общество - условие существования эволюционной системы. В обществе образуются не только связи противодействия, связи конкурентного типа, но и те связи, которые повышают устойчивость существования отдельных элементов, защищают эти элементы от деструктивных воздействий окружающей среды. Не будь этих важных системообразующих связей, общество было бы не нужно и не могло бы существовать.

Общество - это средство выживания эволюционной системы. Мы на этом месте только заглянули за поворот, но компас нашей работы показывает иное направление.

Преступность - явление общественное, социальное. Чтобы разобраться с ней по существу, придется заглянуть несколько глубже в суть общественных отношений, определить связь преступности с другими общественными отношениями, постараться сформулировать ее законы, найти уязвимые точки и обрушиться на нее непреодолимой силой знания.

В силу закона разнообразия в достаточно большой системе с некоторой сколь угодно малой вероятностью всегда найдется экземпляр, для которого и преступная деятельность окажется целесообразной. В обществе, в котором нет преступности, в результате действия законов поиска нового и разнообразия, она будет снова и снова закономерно возникать с некоторой частотой и математическими ожиданиями успеха и потерь. Эти параметры определяются рядом факторов и могут быть вычислены в конкретных условиях, в конкретной ситуации. Преступность возникает как одна из социальных новаций, она закрепляется, утверждается только тогда и постольку, когда и поскольку она целесообразна для отдельного индивида.

Стратегия противодействия преступности сводится к тому, чтобы сделать ее невыгодной для потенциальных преступников. Надо создать такое правовое пространство, такие общественные отношения, при которых преступность становится невыгодной в максимальной степени. Других путей, способов ликвидировать преступность, свести ее до уровня эпизодических проявлений, в принципе быть не может.

Это важнейшее положение кладется в основу общественных механизмов противодействия преступности при проектировании системы противодействия. Все содержание настоящей работы - это развертывание, детализация сформулированного положения.

Опасность криминализации общества стала актуальной в новое время. Она не менее реальна, ведет к не менее пагубным последствиям, чем, например, загрязнение среды и вызванная им глобальная экологическая катастрофа.

Человечество не ощущает этой опасности может оказаться бессильным перед ней потому, что ложно понимаемые законы его развития и отсталая мораль не позволяют встретить грядущие потрясения во всеоружии.

Общественные отношения

В своих деятельностях человек взаимодействует с другими людьми, его интерес соотносится с интересами остальных. Частично эти интересы совпадают, частично противопоставляются.

Совпадающая с групповым часть личного интереса создает центростремительные силы, не совпадающая - центробежные. Под воздействием центростремительных сил возникают интересы групп, общностей, общества. Можно утверждать, что группа (и общество в целом) устойчива тогда, когда центростремительные силы группы превышают центробежные. Группа существует тогда и постольку, когда и поскольку ее существование выгодно всем ее элементам, членам группы.

Общество в целом в нормальных условиях будет устойчиво потому, что вероятность выживания человека в обществе выше, чем при изолированном существовании людей. Каждый человек заинтересован в существовании других. Эта заинтересованность находит отражение в общественных категориях, в том числе, в категориях права, обычая, справедливости и морали.

Нарушения общественных норм и правил отдельными людьми составляют угрозу для устойчивости общества, и поэтому оно вырабатывает защитные механизмы, обеспечивающие необходимую устойчивость. К таким механизмам относится право, но это не единственный эффективный механизм стабилизации общественных отношений.

В компьютерном человечестве можно наблюдать интересное явление: элементы (компьютерные "люди"), поскольку это для них целесообразно, выгодно, ограничивают свои отношения с теми, кто проявляет антиобщественное поведение. Это приводит к таким потерям для антисоциальных элементов, нарушителей морали и традиций, которые превышают для них полезный эффект от нарушений. Нарушитель сам постепенно убеждается на своих ошибках в том, что соблюдение установившихся норм, правил целесообразно, и возвращается к устойчивому состоянию. Это простейшее регулирование, следы которого можно обнаружить и в реальном обществе, является "изобретением" компьютерного человечества, а не разработчика модели. Этот механизм, самостоятельно зарождающийся в модельном обществе, простейший пример спонтанного возникновения регуляторных отношений в общественных системах.

Общественные системы, в которых применяются предельно строгие меры в ответ на любое нестандартное поведение личности, поведение, отличающееся от традиций, обречены на стагнацию, крайне медленное развитие и гибель в конкурентной борьбе с другими общественными системами. Интересы развития, динамизма вызывают необходимость лояльного отношения этого общества к социальным новациям. С другой стороны ясно, что не все социальные новации рациональны и целесообразны для общества. Необходимы особые инструменты, механизмы отбора целесообразных новаций и подавления нецелесообразных. Этот отбор - для общественной системы крайне сложная задача. Не случайно первобытные общества столь консервативны. Многочисленные пробы и ошибки приводили к тому, что выживали только консервативные общества, новации часто оказывались более опасными, чем полезными.

Постоянная борьба между динамизмом и консерватизмом заставляет искать, создавать эффективные защитные механизмы общественного самоуправления в области генерации новаций, в точках роста общественной системы.

Преступность может себя чувствовать вольготно только в динамично развивающихся обществах. Само появление и рост преступности становится одним из тех видов платы, на которую вынуждено идти общество для обеспечения своего динамизма, своего развития. Развивающееся общество вынуждено создавать механизмы противодействия преступности.

Дифференциация проступков и наказаний, появление права, суда, карательных органов - это компромисс между широкими возможностями быстро развивающихся общественных систем и консерватизмом стагнирующих. В сложно организованных иерархических общественных системах право начинает развиваться в интересах господствующих слоев и постепенно само становится инструментом стагнации. Власть действует в своих интересах. В первую очередь она регулирует те общественные отношения, важность которых для власти значительно выше, чем "общие" проблемы, например, проблемы борьбы с преступностью. Власть во все времена и почти при любом строе идет на соглашение с преступностью во имя своих высших интересов. Это одна из причин того, что развитие криминальных процессов в мире идет по возрастающей траектории.

Модельное человечество

Этот подраздел введен в работу в последний момент. Вдруг оказалось, что все, кто имел возможность ознакомиться с рукописью, становились в тупик перед вопросами, которые хотя имеют отдаленное отношение к проблеме преступности, но важны для понимания логики и методологии исследования. Часть читателей просто не верит, что какая-то мертвая, бездушная и бестелесная компьютерная программа может вести себя подобно живому и разумному человеку, тем более заменить человека в серьезных исследованиях.

Почему человечеству так трудно понять самого себя? Из всех загадок бытия загадка человека, его сознания, чувств, разума самая глубокая, самая таинственная. Из многих причин едва ли не самая важная - это единственность.

Несмотря на буйство жизни на планете, разнообразие ее форм, мы имеем дело с единственным ее экземпляром. Все, что нас окружает, - это земная жизнь, другой мы не знаем, мы не можем сравнить ее с какой-то иной формой.

Какие-то свойства живого необходимы, обязательны, без них жизнь обойтись не сможет, а какие-то случайны, просто результат обстоятельств, что-то вроде необычной сумчатой формы животных Австралии. Нет способа отличить принципиально важное от случайного, пока перед нами единственная форма феномена жизни.

То же можно сказать и о разуме. Есть несколько причин, препятствующих изучению этого явления, но единственность формы разума, которую мы можем наблюдать, создает основную сложность в его изучении. Было бы значительно проще и легче, если бы мы могли сравнить земное человечество с тем далеким человечеством, которое живет на планетах Сириуса, Тау Кита или какой-нибудь неприметной далекой звезды. В этом случае можно было бы определить: вот эти свойства разума всеобщи, обязательны, а эти - случайны, они могут иметь место, но и без них разум может отлично обходиться.

Человек познает делая, соприкасаясь, взаимодействуя. Без активного взаимодействия с объектом познание сложно или невозможно вообще. Чтобы понять разум, его надо научиться создавать.

Моделирование - это высшая ступень делания, поскольку это делание сути объекта. Моделирование человека разумного, моделирование "братьев по разуму" - это возможность встречи с иной формой разума и изучения разума в его чистом виде.

Можно ли создать искусственный "компьютерный" разум, достаточный для его серьезного изучения? Не профанация ли это, не похоже ли это на сенсацию бульварной прессы? А что такое разум? Что мы имеем право назвать разумом, человеком? Обязательны ли антропоморфные формы тела? обязательны ли принципы человеческого мышления?

Предлагается считать разумным любое устройство, если оно существует в какой-либо материальной или информационной форме и обладает обязательным множеством указанных свойств. Предполагается, что разумное существо должно обладать также свойствами живого.

Основное свойство живого - это способность к выживанию, к устойчивому существованию в изменяющейся природной среде за счет динамического взаимодействия со средой, активного обмена веществом, энергией и информацией для обеспечения максимальной вероятности существования.

Это устройство, лучше сказать существо, должно обладать возможностью поведения в предельно широкой области. К нему должно относиться все, что влияет на вероятность выживания. Поведение - это совокупность изменений себя и окружающей среды, направленное на решение задачи выживания.

Живое существо должно обладать свойствами предвидения возможных изменений свойств среды. Знание о настоящем бесполезно, им управлять нельзя, управлять можно только будущим. Для оценки ситуации, для принятия решения и его реализации требуется время (пусть это доли секунды, дело в принципе), значит нужно (непременно нужно) предвидение не менее, чем на это время. Свойство предвидения - универсальное свойство всего живого, даже растений.

Разумное живое существо должно свободно, произвольно выбирать способ своего поведения и оценивать результаты, последствия своего поведения, отличать хорошее от плохого. Более того, оно должно вырабатывать в себе способ оценки своего состояния и динамики, выбирать, строить, менять как способы, так и критерии оценки.

Для оценки и принятия решения необходимо моделирование. Разумное существо способно самостоятельно моделировать свой мир, природу. Качество моделирования соответствует качеству разума, его возможности и эффективности.

Прежде всего, надо сказать, что сложность разума должна отвечать, соответствовать сложности того мира, в котором он существует. Если компьютерная "природа" предельно проста, для существования в такой природе достаточно разума более простого, неизмеримо более простого, чем наш живой, земной разум.

При проектировании и создании программного разумного человека в качестве "природы" взято N-мерное пространство ресурсов жизнедеятельности. Каждая координата пространства - это ресурс прямой (для использования) или косвенный (для производства других ресурсов). Все ресурсы "природы" связаны между собой соотношениями, "законами природы". Эти законы должен "открыть" и использовать для своего выживания, для повышения устойчивости существования модельный человек.

Ряд свойств реального человека нет нужды отображать в модели. Например, рождение и смерть. Механизм рождения и смерти - это способ достижения бессмертия. Благодаря ему эволюционная система человека становится бессмертной. Живет, существует не отдельный организм (это форма существования), а эволюционная система. Смена поколений - это гениально простой, и эффективный способ достижения бессмертия. Здесь и уход от накопления энтропии, и возможность неограниченного развития, и прочее. Нет нужды имитировать и другие обычные свойства, такие как сон, органы чувств, реальное трехмерное пространство, и многое другое.

Хорошо. Допустим, что такой разум можно построить. Но в этом случае его создатель должен вложить в него цель, оценки и предпочтения, мораль, "образ мысли" и многое, многое иное, что мы называем "врожденными свойствами". Более того, жизнь - это не компьютерная программа. В программе все должно быть предопределено создателем, программистом, а в человеке нет. Человек тем и отличатся от программы, что он разумен, он сам выбирает цель, сам решает, он может действовать нелогично, может ошибаться и т.д. В программе все определяет тот, кто ее создает, программа логична, а поэтому программа не может быть разумной.

Читатель, друг мой, ваши представления о программах и программировании отстали от жизни лет так... на тысячу.

Если программа очень сложна, программист сегодня и не подумает ее писать. Он либо построит некоторое более простое устройство, программный модуль, создающий сложную программу, либо поступит еще проще: он создаст программу, способную самостоятельно строиться, развиваться совершенствоваться в нужном направлении. Вот и все.

Даже обычная "гибкая" программа, работающая по заданной логике, проще и эффективнее "жесткой". Еще более эффективна программа, которая самостоятельно строит свое поведение и принимает решения с учетом многих, не известных ни ей, ни программисту, внезапно обнаруживающихся факторов. Такая программа "мыслит", поскольку способы достижения цели ей не указаны, в лучшем случае, она получит от разработчика цель и наиболее важные ограничения. Но и это не обязательно.

Не только программы, но и различные сложные технические устройства, можно создавать на основе принципа биологической эволюции. В этом случае можно ничего заранее не задавать, кроме условий существования. Пусть программа (устройство) имеет достаточные возможности для выбора (степени свободы) и внешние ограничения, пусть ее свойства, желаемые, нужные для разработчика связаны с выживанием. Тогда можно вместо одной программы ввести множество конкурирующих экземпляров. Пусть выжмвает лучшая. Существует механизм, которые можно назвать механизмом направленных мутаций. Они обеспечивают поисковые изменения, мутации только в тех блоках программы, в которых они объективно целесообразны в данных условиях.

Так реализуется самостоятельное имманентное развитие. Отсюда только шаг до создания модели животного или разума.

Пусть эти модели сегодня еще очень примитивны, слабы, многое им еще не под силу, но они способны к неограниченному развитию.

Новые направления в науке и технике разделяюся на два вида по ограничениям в развитии. Это ограничения типа знания и ограничения типа умения.

При ограничениях первого типа каждый шаг дается трудно, для этого шага нужны открытия неведомого, новые понимания, представления, новые идеи. Примером могут служить некоторые дисцирлины современной физики.

Ограничения второго типа возникают тогда, когда весь арсенал средств, потребный для развития, уже налицо. Если появился первый автомобиль или самолет, развитие становится неизбежным, поскольку не нужны новые принципы, нужны только методы их реализации. Еще четверть века назад В.М Глушковым установлено, что никаких новых принципов в дополнение к уже известным не требуется для неограниченного развития средств переработки информации на компьютерах. Здесь ограничивает нас только умение и технические возможности компьютеров.

Вот почему позволительно утверждать, что моделирование разума будет развиваться быстро и без существенных задержек.

Развитие программирования показало, что реальная земная жизнь пошла самым эффективным путем в решении своих задач. Задачи понимания - это задачи моделирования. Живое существо может понять реальность, действительность только моделируя ее, строя модель ситуации в своем сознании. Более простого метода решения задач, чем тот, что заложен в живом мозге, в принципе не существует.

Задача моделирования разума только выглядит дерзкой, новаторской, сложной, в действительности это не так сложно, разумеется, когда значительная часть пути уже пройдена.

Те модели человека, которые уже построены, ведут себя по законам разума. Они много не знают и не умеют, но могут главное: вживать тем же способом, что и живой человек.

Создать программу, способную вести себя разумно в нашей реальной действительности - это и сегодня недостижимая мечта для разработчика. В то же время, существуют программные, компьютерные модели, ведущие себя вполне человекоподобно в своей упрощенной до предела действительности. Но ведь это в чем-то даже хорошо. Такой очень "человеческий" и в то же время очень далекий от человеческого разум может заменить в исследовании разум инопланетянина. Сравнивая, сопоставляя эти два экземпляра разума, начинаешь понимать суть своего, человеческого, принципы устройства разума вообще, те важные общие, но обязательные принципы, без реализации которых не может существовать ни какой разум. Разум ли это? Дело не в определении, каждый, кто наблюдал "жизнь" этого модельного человека, не может отказать ему в разумности. И эта разумность модельного поведения будет расти очень быстро.

Разнообразие

Законы общества мы здесь рассматривать не будем, они не относятся к анализу преступности, но на одном остановимся.

Для устойчивого существования обществу, как и многим иным сложным системам, необходимо разнообразие. Представьте себе популяцию каких-нибудь животных, например, тараканов. Особи популяции очень похожи друг на друга, но не идентичны. Они различаются по своим свойствам. Большинство этих особей обладает свойствами, которые обеспечивают наиболее полное, наилучшее приспособление к условиям существования, но всегда наблюдаются сколь угодно значительные отклонения от этих свойств. Чем дальше свойство от оптимального набора, тем меньше особей им обладает. Графически распределение свойств образует кривую Гаусса. Размах этой кривой (диапазон отклонений свойств от среднего значения) закономерен. Его можно определить и обосновать математически строго. Оптимальный размах свойств отвечает максимальной вероятности выживания. Если появился враг, или популяция тараканов вдруг атакована "дустом", в популяции найдутся особи, способные выжить в этих изменившихся условиях. Теперь именно их свойства стали оптимальными по критерию выживания. В популяции, существующей в условиях "дуста", особи обладающие нужными свойствами займут центральное место, а все остальные распределятся от центра до края кривой.

Нечто похожее существует и в человеческом обществе, только основу составляет не генетическое разнообразие, а разнообразие психологическое, поведенческое, в основе которого лежит нравственное, интеллектуальное, мировоззренческое различие. Модели людей, которые вводятся в первый момент в компьютерную модель общества, идентичны, они неразличимы "генетически", но оказываясь в различных отношениях друг с другом, попадая в различные ситуации, изменяются в разных направлениях. Через короткое время невозможно найти двух одинаковых экземпляров. Появляются оптимисты и пессимисты, осторожные, предпочитающие стабильность, и склонные к неоправданному риску и пр. Модельные люди приобретают различные производственные способности, поэтому у них разнообразные потребности и интересы. Соотношение разнообразия их свойств образует ту же кривую Гаусса.

Неважно, похожи ли механизмы возникновения разнообразия в компьютерном и реальном обществе, важно что там и там оно устанавливается с параметрами, которые принимают значения, наивыгоднейшие для выживания человека и общества, лучшие, оптимальные по критерию выживания.

Беспрерывный поиск новых путей, новых возможностей для выживания, является важнейшим свойством не только общества, но и любой системы живых организмов. При этом удачные варианты закрепляются, неудачные - не выдерживают конкуренции и погибают. В системе должны быть консервативные элементы, стражи, хранители приобретенных свойств, которые являются "выстраданным" достоянием системы, но ей нужны и легкомысленные, беспокойные новаторы, искатели приключений, нужны и носители спящих, сокрытых свойств, не укладывающихся в общие рамки сиюминутной целесообразности.

Как только медленный эволюционный путь развития вдруг сменяется крутым переломом, как только появляется нарушение непрерывности, сингулярность, механизм разнообразия вступает в свои права. Если бы этого механизма не было, потребовалась бы медленная адаптация к новым условиям всех элементов популяции, но такая адаптация занимает столь продолжительное время, что гибель популяции наступает значительно быстрее, чем приспособление. Разнообразие позволяет заменить отбор свойств внутри особи отбором особей. Это заготовки впрок, на всякий случай. Нечто похожее наблюдается на уровне общественных групп и общественных систем.

Вероятно, человек в своем развитии часто сталкивался с сингулярностями. Разрешение сложностей, вызванных скачками, разрывами и нелинейностями для его предков было актуальным, раз для приматов так характерны разнообразие, любопытство и поисковые свойства.

Разумеется, этот закон не является особо важным или особо интересным. Среди множества общих законов популяций, и общественных систем можно найти и более содержательные, но они остались за пределами изложения, поскольку менее важны для анализа преступности. Надо признать, что большинство механизмов, регулирующих поведение человека, определяющих свойства и закономерности его поведения, слишком сложны для детального анализа и описания в настоящей работе. И все же некоторые из них следует кратко рассмотреть.

Hosted by uCoz